СПб ведомости, выпуск №073 от 25.04.2011

Пресса о нас Печатные издания СПб ведомости, выпуск №073 от 25.04.2011

 Пролетая над горячими трубами

                  Ну и пылища! Лопасти вертолета закрутили настоящий смерч из прошлогодних листьев, песка, мелких камешков... Ми-8 медленно приподнимается над крохотной вертолетной площадкой, над облаком пыли.
                 Над городом   Наталья ОРЛОВА

 

               С высоты 400 метров Петербург не выглядит таким уж мегаполисом: крохотный островок намыва соседствует с металлическим каркасом будущего стадиона; тень вертолета скользит по высоткам Приморского района, а совсем рядом – бастионы Петропавловки и «игрушечные» экспонаты артиллерийского музея... Видно, как циклопы-новостройки подбираются к центру, солнечные лучи отражаются от их стеклянных стен, слепят глаза, не дают как следует рассмотреть ни Адмиралтейский шпиль, ни мечеть на Петроградской стороне. Лишь Исаакий царит. Его купол светится благородным медно-красноватым цветом.

               Но мы летим над городом не ради того, чтобы потешить глаза его красотами. Вертолет поднялся в небо ради одного-единственного глаза – объектива тепловизора. А самый главный человек в салоне – Владимир Долматов, оператор тепловизорной установки, специалист по дистанционному обследованию подземных коммуникаций. Завершается обычная тепловая аэросъемка сетей ГУП «ТЭК».

              – Все просто, – поясняет Владимир Долматов. – Прибор «видит» источники теплового излучения, расположенные даже на глубине полтора метра. Картинка фиксируется ежесекундно. Секунда – кадр. Вторая – еще кадр. Так формируется карта состояния подземных сетей. Точность – до полуметра.

                  На мониторе отражается все, что «видит» тепловизор. На взгляд неспециалиста, экран пестрит белыми прямоугольниками.

                – Это крыши. Они тоже излучают тепло, – объясняет Владимир. – И это может мешать обследованию подземных коммуникаций. Поэтому мы стараемся проводить аэросъемку, когда нет яркого солнца, когда кровли еще не слишком нагрелись: рано утром, еще до рассвета.

                Владимир настраивает изображение, прямоугольники кровель становятся бледнее, и на мониторе проявляются тонкие белые нити – исправные нормальные трубы, белые «кляксы», размытые пятна – тепловые аномалии. Значит, в этих местах происходит утечка. Это необязательно прорыв трассы. Возможно – дефект изоляции или коррозия трубы. И то и другое вполне может стать причиной будущей аварии.

                – Исследования с воздуха мы практикуем уже больше десяти лет. Тепловизорный контроль проводится дважды в год: осенью, в начале отопительного сезона, и весной, на его исходе, – рассказывает заместитель главного инженера по тепловым сетям ГУП «ТЭК» Андрей Мирер. – Этой весной мы «облетели» почти 3 тысячи километров трубопроводов – больше половины всего нашего хозяйства. Выявили более 300 дефектных участков теплотрассы. Наиболее изношенные уже заменены.

                 Аэросъемка – это начало сбора информации. Получив из рук специалистов «тепловую» карту, работники ГУП «ТЭК» выходят на места «белых пятен». Обследуют зоны скрытых дефектов уже своими – наземными – методами: акустическими, электрометрическими. Определяют степень износа, уровень опасности. Так верстается программа замены труб. Так что экскаватор и лопата идут в дело не сразу. Этим летом ГУП «ТЭК» планирует обновить 200 километров теплотрасс, почти столько же, сколько в прошлом.

Весеннюю карту состояния трубопровода составляли больше месяца. Потребовалось 15 вылетов. Почти 40 часов в небе.

                 – Это хлопотное дело. И затратное, – рассказывает Андрей Мирер. – Ведь полеты над городом строго регламентируются. Существует огромное количество условий. В небо Петербурга, к примеру, не выпустят одномоторный летательный аппарат. Из соображений безопасности. Есть и зоны ограничений полетов, над которыми можно появиться, лишь получив разрешение от лиц или организаций, в интересах которых установлены такие зоны. Кроме того, нужно учитывать и вполне естественные вещи – погодные условия. Из-за суммы всех этих ограничений тепловизорные исследования, как правило, затягиваются на месяц, а то и дольше. Но дело того стоит.

                Действительно, статистика аварий неизменно говорит о том, что с каждым годом состояние тепловых сетей в Петербурге становится все лучше и лучше, а прорывы труб происходят все реже и реже. Но кто же у нас верит статистике?

                 Горожане верят собственным глазам и ушам. А глаза видят струи горячего пара, бьющие из люков и из-под земли. А уши слышат новости об очередном тепловом эксцессе.

                Что же нас ждет в грядущем отопительном сезоне?

                – Ситуация непростая, это правда, – говорит Андрей Мирер. – И все же, поверьте, она постепенно улучшается. Что касается частоты дефектов в отдельных зонах... Они уже взяты на учет. В течение ближайших двух лет мы заменим аварийные трубы в Приморском, Невском, Красносельском районах, на Ржевке. Ремонт будет произведен на проспектах Просвещения, Культуры, Художников, Энгельса, на Светлановском... Причем будем стараться класть современные трубы из антикоррозийных материалов.

                 Современные трубы. Аэросъемка с помощью тепловизора... А еще приборы спутникового слежения, которыми к марту этого года ГУП «ТЭК» оснастил все свои машины. Техника XХI века, наука и инновации на вооружении тепловиков. Может быть, все это и поможет нам наконец перестать бояться очередного отопительного сезона. В будущем!

                 А пока наши уши слышат то, что слышат: предупреждения руководителей тепловых компаний – и ГУП «ТЭК», и ТГК-1:

– Граждане, будьте бдительны. Рвануть может где угодно!

 

СПб ведомости, выпуск  №073  от  25.04.2011

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

 

 

Новости

10.12.23

Завершены комплексные обследования тепловых сетей в г. Минск

03.10.23

Принято решение о создании плагина «Диагностический модуль» и его внедрении (пилотный проект в одном из районов СПб) в рамках действующего контракта в ГУП ТЭК СПб.

22.09.23

Для ГУП ТЭК СПб созданы рекомендации для составления Адресной программы ремонтных работ в межотопительный период на основе, постоянно обновляемой, прогнозной карты развития дефектов.